Register

User Registration
or Отмена
zoofirma.ru
---

---
zoofirma.ru
A+ A A-
25 Авг

Лектории для родителей

Оцените материал
(2 голосов)

Семья. Прочность, цель и назначение

  Cемья – один из древнейших общественных институтов. Более того, семья появилась раньше государства. А что представляет собой государство? – Не что иное, как семейство семейств. Вся история человеческого рода учит тому, что прочность семейных отношений является основой благоденствия стран и народов. Существует и зависимость обратного порядка. Иеромонах Порфирий (Левашов), старец Глинской пустыни, пишет:

Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, падает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные

  Митрополит Филарет (Дроздов), один из выдающихся русских просветителей XIX века, уподобляет семейную жизнь корню, а жизнь государственную – дереву. По мысли святителя Филарета, чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, необходимо, чтобы корень был  крепок и приносил чистый сок. Надо, чтобы семейная жизнь была крепка благословенной супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием, чтобы из чистых стихий жизни семейной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной.
  Отсюда следует, что государство заинтересовано в укреплении семьи. Новых рецептов укрепления семьи искать не надо. Подвижники Православной церкви, выдающиеся просветители дали советы по устроению семьи, действенные во все времена.
  В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Ведь Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, в Церкви слушают Слово Божие, знакомятся с нравственными заповедями христианства. Чтобы стать домашней церковью, семья должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви.
– Рождение семьи происходит в таинстве брака. Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею всё входящее в Церковь. Брачный союз мужчины и женщины установлен самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: « Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею… (Быт.1,28).
   Выйдя в мир на Своё открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. Благословение, которое испрашивается на всю Церковь, даётся и малой Церкви – христианской семье. Само действие браковенчания и благословение Божие на брак имеет силу вечного воссоединения супругов в Боге. – Необходимо со всей серьёзностью отнестись к выбору жениха или невесты. «Вступая в брак, нужно думать не о том, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти в жене благородство души»,- считает архиепископ Иоанн Златоуст. «Мы должны брать спутницу в жизни. А не участницу в пиршествах», - подчёркивает он.
  Брак  - школа любви. Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости, никто не сверял параметры совместимости.

Чудо брака состоит ещё в том, что Господь часто соединяет, казалось бы несоединимое.

 Тайной и одновременно ядром личности является образ Божий в человеке. Событие узнавания образа Божия в супруге и вообще в человеке называется откровением. Этот процесс всегда взаимный. Откровение и любовь -  это тождество. Откровение  может сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни.
  Счастье в браке немыслимо без сохранения верности мужу и жене до конца жизни. Прочность брачных союзов, пишет иеромонах Порфирий (Левашов), зависит от доброты характера и чистоты нравственности. Нарушение супружеской верности приводит не только к разрушению семей, но и к общественным потрясениями даже к гибели могущественных государств. Митрополит Филарет (Дроздов) считает весьма поучительной историю падения Древнего Рима: «Когда жёны римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества. Он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря не то, что обладал почти всей вселенной».
  Необходимым условием прочности брака является единомыслие супругов. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст:

Мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении. Отсюда может произойти для них бесчисленное множество благ

«Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства,» - святитель Григорий Богослов.

Иерархическое устроение семьи

  Святое Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж».(1Кор.11,3) «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы». (Кол.3,19) «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследникам благодатной жизни». (1Пет.3,7), «жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём (Еф.5, 22, 24), «дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6, 1), « дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3,20)
  Но это, казалось бы, самое простое  и есть самое трудное – решимость занять в браке своё место: жене смиренно встать на второе место, мужу – взять тяжесть и ответственность быть главой, детям – находиться в послушании у родителей.
  По словам Сент – Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в браке в отношении супруга.
  Отсюда проистекает известная фраза» жена да убоится своего мужа» (Еф.5:33) – боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения. Бояться можно от ненависти и ужаса.
  В современном русском языке слово «бояться» употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском языке – в первом. От неверного понимания изначального значения слов у околоцерковных и нецерковных людей возникают иногда возражения против текста послания к Ефесянам. Хорошая, благодатная боязнь должна жить в сердцах супругов, ибо она порождает внимание к любящему, охраняет их отношения. Надо бояться делать всё то. Что может обидеть, огорчить другого, и не делать всего того, о чём не хотелось бы сказать жене или мужу. Это – страх сохраняющий брак.

Духовные основы семейной иерархии

  Рассматривая иерархическую структуру семьи, протоиерей Борис Ничипоров начинает описание с первого лица – отца.
   Отец имеет свойство рождать детей и по плоти, и духовно. Отец – это воплощённая жертвенность и любовь. Отец в Духе – это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Священник не в смысле реального посвящения, а в отношении предстательства перед Богом за род. Отец – это тот, кто осознаёт, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу.
  Второе лицо – сын. Сын всегда меньше отца. Отношения отца и сына всегда иерархичны. Подлинная иерархичность  благодатна и исполнена любви, но и определённой строгости. Ибо у хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к трудностям жизни. И отец в известном смысле всегда строг. Наказанный и даже обиженный сын мистически всегда знает, что он любим отцом, ибо это так.
  Нелегко быть ребёнком и находиться в полном послушании у родителей, принимая их волю как волю Божию. Но, только научившись быть ребёнком в духовном иерархическом смысле этого возраста, человек может стать мужем, главой семьи. Подобным образом восходит по ступеням семейной иерархии как части иерархии вселенской и девочка, становясь матерью, сохранив целомудрие и своё особое женское смирение, умение хранить покой и мир при равном достоинстве с мужем. Помня свою вторичность по происхождению.
  Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды её развития и раскрытию её психофизических сил при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей  спасительными и обязательными.
   Философ И. А. Ильин, рассматривая основы духовно здоровой семьи, говорил о том, что в семье ребёнок учится верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и учится мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. В здоровой христианской семье родители представляют единый - властвующий и организующий – авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребёнок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою, что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчинённого, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

   Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных ценностей и обычаев, созданных дедами, прадедами и пращурами.

  Об этом нам постоянно напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особого почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Сама идея « родины» - лона моего рождения, и « отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.
   Одна из главных обязанностей супругов – воспитание детей. Семья представляет собой естественную основу для воспитания. В России она является традиционно одним из важнейших институтов воспитательной деятельности.
   Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, это семья его отца и матери, и он входит в неё через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. И. А. Ильин говорил, что ребёнок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежит выбор и решение, а ребёнку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. Воспитание ребёнка начинается не с момента рождения, а гораздо раньше и зависит от многих факторов.
1) Самого серьёзного внимания заслуживает нравственное состояние родителей ещё до зачатия. Как воспитываются будущие родители, что закладывается в них в их родной семье, когда они ещё совсем дети – всё это непременно проявляется в их собственном родительстве. Святитель Тихон Задонский учит: «Ежели дети ваши злы будут, то внучата злейшии, а правнучата и того злейшии».
2) Не менее важным фактором является духовное состояние супругов.
    Сама история учит нас тому, как сильно зависит нрав рождённого ребёнка от духовного состояния родителей. Одним из самых ярких примеров служат первые земные родители – Адам и Ева: «Один и тот же Адам каких разнообразных рождает детей – Каина, Авеля, Си фа! Где же тут общий закон рождения? Будьте внимательны и примечайте. Адам свежим, так сказать, ядом недавно сделанного греха напоенный и недавним обетованием избавления поставивший себя в некую ещё незрело обдуманную дерзость надежды, рождает Каина, дерзкого грешника. Адам, в несчастном рождении Каина испытавший тягость проклятия, привлеченного грехом, обманутый надеждой, уничиженный суетой, рождает Авеля, кроткого, но непрочного. Наконец, Адам, продолжением скорбей глубже укоренившийся в смирении, терпением утвержденный в надежде и надеждой в терпении, рождает Сифа, надёжное основание своего потомства…». Не только история, но и сама жизнь изобилует такими примерами. «В семье почтенного священника было 14 детей. Невеста одного из сыновей спросила однажды будущую свекровь: «У Вас все дети хорошие, но мой жених как-то особенно положительно отличается». – « Это не случайно, - ответила матушка. – Перед зачатием его батюшка надел на себя епитрахиль и особенно усердно помолился о будущем ребёнке».
3) Поведение родителей, и особенно матери, во время беременности и кормления грудью.
   Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов) пишет: «Мать самому зародышу ребёнка передаст свои склонности и расположения. По её благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности её детей».
   Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, оставил нам удивительное поучение. «Когда начинать это воспитание? Как должно быть оно совершаемо?» - задаёт он вопрос, и отвечает: «Обязанность воспитывать детей возлагается на родителей тогда, когда супружеский союз их, как таинство, благословляется Церковью, чрез служителя алтаря, для благословенного рождения и воспитания детей. Воспитание христианских детей должно предначинаться ещё в утробе матери – христианки. При рождении дети получают образ и подобие своих родителей, т. е. унаследуют от них то состояние тела и души, в котором находились родители при зачатии, которое развивается во время чревоношения и затем закрепляется или ослабляется воспитанием. Следует беречься  от всякой страсти; от гнева, злобы, зависти, гордости, чтобы эти пороки души твоей не передать и младенцу. Берегись рассеяности, не предавайся греховным удовольствиям; напротив, старайся сохранять мирное. Молитвенное настроение духа, чаще бывай в церкви, чаще помышляй о Боге, чтобы такое настроение духа сообщалось и имеющему родиться от тебя младенцу».
    Задача воспитания в семье – вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть её как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя прежде всего членами Церкви. Мало быть верующим, надо быть воцерковлённым. Основной дух возрастания детей являются таинства Церкви. Таинство крещения (Господь омывает детей от первородного греха), миропомазания (Господь усыновляет ребёнке Себе, даруя ему благодать), Причащения (питание для поддержания духовной жизни) – всё это с рождения в христианской семье. С семи лет необходимо воспитать духовную чистоплотность, потребность смывать грех в таинстве покаяния через исповедание своих грехов.

Дыханием духовной жизни становится молитва.

 С первым пробуждением сознания надо привить ребёнку понятие о Боге как источнике жизни, блага и добра. С этого же времени следует учить его молиться. Пусть ребёнок усвоит на всю жизнь, что первым его движением по пробуждении должно быть сложение перстов и крестное знамение, первые слова – хвала Господу, первая беседа – молитва, первое вкушение в течение дня – причастие или принятие святой воды и освященного хлеба. По мере возрастания ребёнка первым чтением должно быть Евангелие. Молитва проявляется в трёх формах: в выполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв в течение дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим формам молитвы необходимо приучать детей. В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед едой и после неё, перед началом занятий после них. Приучать их и к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их.
    Чтобы приучать к церковной молитве, необходимо с раннего детства брать детей в церковь.
  В быту старой русской семьи мы видим строгое исполнение постных дней и взрослыми, и детьми. По учению святых отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда ещё питается молоком матери, то есть примерно до трёх лет. Когда дети подрастают и определяются их характер и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы поста.
     Дети прекрасно понимают, насколько искренне сами родители соблюдают принятые правила.

Родители – христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякой дисциплины лежит принцип « да будет воля Твоя», а не принцип родительского « я так хочу».
      Жизнь в Духе включает сохранение и развитие именно духовных традиций (общая семейная молитва). В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарём.
   Видимым проявлением семейной жизни является дом. Это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. С воспитательной точки зрения особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Он, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это видимое подтверждение благочестия и праведности живущих в нём. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяются отношением к отчему дому. Признаком духовного упадка является уже сложившаяся светская традиция продавать дом родителей после их смерти или разменивать квартиру родителей при образовании новой семьи.
     Семья и дом является для детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Ежедневно родители должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием.
     Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие смотрят фильмы, и всему этому давать христианскую оценку. Но рассматривать окружающий мир как всецело плохой не стоит. Нужно быть достаточно рассудительным, чтобы использовать в своих воспитательных целях всё, что есть в мире положительного.
       Н. Е. Пестов, русский религиозный мыслитель, говорит, что, защищая детей от всех скверн мира, необходимо их оберегать и от носителей скверны. Апостол Павел: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
     Чем бы ни увлекалось дитя – наукой, техникой, искусством, - родители должны внимательно следить за тем, какое значение придаёт ребёнок этим занятиям. Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром и не отдалило их от Бога, заглушив рост духовной жизни.
     Много труднее воспитать детей в городе с присущими ему развлечениями. Нельзя запретить все развлечения. Можно позволить ходить в кино или театр, но не следует самим побуждать их к этому. Конечно, родители должны выбирать наиболее подходящие пьесы и фильмы, например исторические или научные.
    В отношении развлечений родители должны сами подавать пример тихой сосредоточенной жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, то пусть родители сами боятся толкать их на развлечения по словам Господа: «Горе миру от соблазнов; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
    Воспитание в семье не может не обойтись без наказания, на это указывают все отцы. Святитель Тихон Задонский: «Родители должны наказывать детей за проступки, чтобы греховный навык не укоренился. Грех, без наказания оставленный, бывает причиною другого греха. Сам Бог избранных чад своих наказует. В сем деле и христианам подражать должно Небесному Отцу, и детей своих любить и наказывать. Любите детей своих по - христиански и наказуйте их, да исправными и добрыми будут. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, да ты потом не будешь болезновать о них сердцем. Помни, что ответ о них воздать имееши Богу. Однако умеренность во всём похваляется». Святитель Феофан Затворник: «Не должно забывать смирительного и вместе самого действительного средства исправления – телесного наказания. Душа образуется через тело. Бывает зло, которое нельзя изгнать из души без уязвления тела. Раны и большим полезны, тем более малым. Но само собой разумеется, что к такому средству надо прибегать в случае нужды». По Новому Завету, воспитание детей должно совершаться в духе любви, кротости и милосердия. Поэтому ударять или бить ребёнка не надо. Если же детям нужно серьёзное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребёнка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Например. Лишение на определённое время игр. Книг, развлечений, удовольствий. Сладостей. Посещения знакомых, а для более младшего возраста – постановка в угол, принудительное сажание на стул и т. п.
     Мать затворника Задонского Георгия имела, например, обыкновение наказывать мальчика за невнимание в церкви земными поклонами и непозволением обедать с собою.
     Другая мать за непослушание сына приходить домой вовремя наказывала его тем. Что три дня с ним не разговаривала. Сын смирился и с этого времени более не опаздывал.
     При наложении наказаний на детей совершенно необходимо, чтобы родители были в полном спокойствии и мирном состоянии духа. При раздражении человека покидает Святой Дух и теряется любовное единение душ ребёнка и родителей. В результате ребёнок также может озлобиться и для его души от наказания получится более вреда, чем пользы. Кроме того, в раздражении легко погрешить несправедливостью и жестокостью под влиянием лукавого духа, владеющего раздражённым человеком.
      Поэтому в тех случаях, когда чувствуется гнев или раздражение на детей, нельзя сразу накладывать на них взыскание. Даже разговор с ними и внушение надо откладывать до того времени, когда успокоится дух и чувство любви к ним не будет затемнено раздражением. При таких случаях святые отцы напоминают нам слова Господа: «Как может сатана изгонять сатану?» (Мк. 3, 23)
     По словам преподобного Амвросия Оптинского «Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце; и от него зависит наша участь, как в настоящей, так и в будущей жизни».

Рецепты воспитания

Плоды доброго воспитания:
1) плод благочестивого жития в возрастших детях;
2) родителям радость и утеха о добронравии детей своих;
3) несомненная вечнаго живота надежда;
4) таяжде надежда добрая и предвидится быть и во внуцех, ибо дети, как сами добре наставлены, так и своих детей наставлять не преминут;
5) честь и похвала фамилии;
6) подпора отечеству.
Плоды худого воспитания:
1) злое и развращенное  житие;
2) родителям скорбь и печаль о злом детей своих состояний;
3) тщетные и всуе подъемлемые труды о исправлении развратившихся детей своих, понеже весьма трудно вкорененное зло исторгается;
4) худая надежда о спасении их, но паче явная погибель;
5) тоежде злонравие и во внуцех уповательно быть может, понеже злый отец не может добру научить сына;
6) родителям тоска, скука, страх належит, что имеют быть истязаны от Бога за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а может быть злым примером и соблазняли;
7) безчестие укоризна всему роду;
8) отечеству явный и великий вред.
  Можно уподобить детей растениям, которые Бог  вручил их родителям как садовникам. И если те привьют им добрые ростки церковности, позаботятся о том, чтобы они росли на доброй почве христианской семьи и православного быта, если  будут заботиться об искоренении сорняков, способных заглушить всё доброе, и поливать их живой водой Слова Божия, то тем самым они выполнят свой долг себе на радость и утешение.
      Но пусть ни на кого, кроме себя, не сетуют родители, если по их невниманию малый росток вырастет  бесплодной смоковницей. Не услышат ли они тогда тот грозный глагол Божий, который пророк Самуил возвестил первосвященнику Илию за небрежение воспитанием сыновей: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и потому клянусь дому Илия, что вина  дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек» (1 Цар. 3: 13-14)

 Православное воспитание детей. - Москва: Даниловский благовестник, 1997.-128с.
 Семья. Прочность, цель и назначение. – Москва, Самшит- издат, 2010.-168с.
 Журнал Глинские чтения январь-июнь 2012г.

И в заключение, хотим показать Вам презентацию - Семья и прочность  (нажмите по значку) 

Последнее изменение Четверг, 20 Ноябрь 2014 14:54

2001 Владимирская Православная гимназия