Манифест Города Светлограда
1. Город Светлоград есть Град Божий, Едемский сад, Земля обетованная, территория будущего и настоящего Царствия Небесного, где все граждане оного "едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3, 28).
2. Город Светлоград есть сакральное место жизни, молитвы, учебы и творчества не только учащихся Владимирской православной гимназии, но любого, кто ощущает себя его жителем и гражданином: будь он учителем или техническим работником гимназии, родителем, другом или нечаянным гостем.
3. Территория Города Светлограда совпадает не столько с географическим местом расположения Владимирской православной гимназии, сколько с моим сердцем: с его настроением и памятью, с его глубиной и шириной, врожденной отзывчивостью, приобретенным состраданием или моими интуициями, ведь «Царствие Небесное внутрь вас есть» (Лк. 17, 20).
4. Территория Города Светлограда прирастает моей памятью и любовью: будь то район Второй речки г. Владивостока (проект «Родная речь. 101 км»), Байконур (проект «Небеса») или Зырянский край (проект «На Божественной страже») и проч.
5. Территорией Города Светлограда может быть объявлено любое место на земном шаре или за пределами оного, если его коснулась моя память, мой горячий интерес, если оно предлагает вместить в мое сердце добродетель, чужую радость или горе, или даже всю Вселенную, помогая измениться мне самому и, тем самым, изменить все к чему я прикасаюсь.
6. И, тем не менее, территория Города Светлограда не имеет границ: естественное состояние граждан Города Светлограда – стремление к их разрушению, подобно тому, как Христос разрушил границы между священным и профанным, между Церковью и миром, между небом и землей, между Собою и нами, соделав Себя «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28).
Отныне в Городе Светлограде профанное уступает место сакральному, грешное святому, а личное – общественному.
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1. Ин. 4, 16).
От Поля к Шатру
Шатер Андрея Боголюбского на Ратном Поле России
«Молитва всех вас спасет»
Свт. Афанасий Ковровский
Приступая к подготовке будущего годового проекта гимназии, всегда задаешь себе вопрос: что в нем в этот раз явится той самой темой, которая соединит все главные смыслы работы? Какие интуиции, предчувствия, шорохи, запахи? И будет ли это тема т.н. года России, Российской истории (2012 год в нашей стране был объявлен Президентом годом Российской истории)? Или мы уже можем творить без подсказок: сами с усами?
Однажды, почти случайно оказавшись на Прохоровском поле, месте танкового сражения на Курской дуге (1944), заметил, а интуиция законсервировала, сохранила в сознании сочетание трех слов: Ратное Поле России. Через два года это словосочетание услужливо всплывет в памяти, превратившись в троп, в образ нового проекта, и именно в тот момент, когда ты в панике схватишься за голову – уже прошла половина сентября, и ни одной идеи!
* * *
Основные смыслы программы «Город Светлоград», программы, победившей во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя (2011) – разрушение перегородок между Церковью и миром, который ее окружает. Между Церковью и тем миром, о котором сказал Господь: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Продравшись сквозь дебри двух первых годовых проектов «65-я свеча» (2010) и «Небеса» (2011), гимназия заметно повзрослела, а Город Светлоград вырос, расширился, вобрав в себя не только звуки и запахи прифронтовых госпиталей, вкус хлеба блокадного Ленинграда, но и грохот разбуженного космодрома, и тишину ближнего космоса.
Есть две главные темы, которые словно рождены для воспитательной работы любой школы – тема войны и тема истории страны в которой живем. Собственно, все вертится вокруг этих тем. А стержнем в них – обязательные вопросы патриотизма, духовности, дерзновения, поступка, прощения, покаяния, любви, жертвенности, милосердия...
Если в «65-й свече» (2010) в одной из акций разговор шел о полях сражений Великой Отечественной Войны (Мамаев, курган, Невский пятачок, Малая Земля, Прохоровское поле), то уже в годовом проекте «Ратное Поле России» (2012) образом Ратного Поля становится сердце человека. Ведь там, в сердце человека проходит главная битва. С грехом, со смертью. Наша битва за истину. А, в конечном счете, битва Христа за наше спасение, за каждого из нас.
Но что может стать внешним выражением этой идеи?
Этот образ мы увидели в стяге. Стяг вобрал в себя и смыслы битвы, смыслы ратного подвига, и смыслы государственности, его становления.
Так появились четыре стяга:
· монархический (черно-бело-золотой, как знак Руси допетровской);
· триколор (бело-сине-красный, Русь Петровская, Российская Империя);
· Андреевский стяг (флаг воинской доблести);
· и флаг нашего Города Светлограда.
Уже потом к этим четырем прибавится флаг града Владимира, столицы Руси Залесской Владимирской – начала будущей России.
Через освящение этих стягов прожить историю становления Российского государства, а, значит, стать участниками истории его становления, создать ясную, живую модель череды исторических событий, связанных с российской государственностью, сотворить икону российской государственности – вот выход идеи годового проекта «Ратное Поле России».
Дальше каждый стяг сам подсказывал темы акций:
1. Монархический – освящение флага в Ипатьевском монастыре (г. Кострома).
2. Триколор – освящение флага в Храме Христа Спасителя (г. Москва).
3. Андреевский стяг – освящение флага в р. Нева (Петропавловская крепость, г. Санкт-Петербург).
Образом, объединившим все воедино, стал Шатер Андрея Боголюбского. Походный шатер, сшитый историей России из флагов, как из пологов – временные акценты, склеенные в единую ленту времени.
* * *
Нужно только прислушаться, родить внутри себя вопрос: с какого места пошла Русь? Буквально: с какой кочки, с какой тропинки, возвышенности, с какого оврага? Вот только что ничего не было. Пустота! И вот – Русь!
Но прежде чем родился главный вопрос, а за ним прозвучал главный ответ, было много вопросов и ответов.
* * *
В г. Владимире святой благоверный князь Андрей Боголюбский это не только история. Во Владимире великий князь мыслится как соотечественник, современник. Успенский Собор, Золотые Ворота, Боголюбовские палаты и, конечно, Храм Покрова-на-Нерли. Чудо, стоящее в поле, луг у реки Нерль, где остановились кони Андрея при исходе из Киева в Залесскую Русь. Андрей спрыгивает с коня, разбивает шатер...
И шатер становится Шатром! В нем, в этом Шатре Андрея Боголюбского является князю Пресвятая Богородица. Дальше историю знает любой православный.
* * *
Он еще в полете. Его нога еще не коснулась земли. Мы словно замедляем течение времени, останавливаем его. Когда нога Андрея коснется земли, кочки на лугу у Нерли, здесь с этой кочки начнется Русь.
Итак, отныне Владимирская православная гимназия приступает к строительству Шатра Андрея Боголюбского, соединяя все свои акции и проекты в этом священном строительстве.
В 2012 году годовой проект Владимирской православной гимназии «Ратное Поле России» при поддержке Владимирской епархии, Администрации г. Владимира и Фонда Андрея Боголюбского вылился в ежегодный епархиальный Открытый фестиваль православной культуры «Шатер Андрея Боголюбского».
директор гимназии протоиерей Алексий Головченко
Основное приложение к проекту "Небеса"
Основное приложение (описание) к проекту «Небеса» можно посмотреть
"Матренин двор"
3 марта 2013 г. 4 репортерские бригады вышли в город с акцией "Матренин двор", посвященной судьбам советских писателей, сумевших прожить жизнь свою по слову А. Солженицына "не по лжи".
Предлагаем вам телерепортаж об этой акции.
Похожее видео
Здесь вы увидите детские репортажи акции "Ратное Поле России" проекта "65-я свеча". Ребята сами писали сценарии к этим репортажам, находили видео и музыкальный материал, сами снимали акцию на улицах города. С помощью телеканала "Вариант" ребята смонтировали свой материал в короткие фильмы.
Сейчас 4 фильма четырех фронтовых бригад Города Светлограда соединены в один фильм.
Вторая речка. Мандельштам
Несколько фото с репетиции спектакля.
Амвросий Степанов (10 кл.)
Александра Нецветаева (8 кл.)
Христина Зотова (9 кл.)
Мамаев Курган:
Федеральное Собрание РФ:
Хор гимназии в Храме Христа Спасителя (Олимпиада ОПК):
"65-я свеча". Финал:
Центральное содержание этого Приложения состоит из описания акций проекта «65-я свеча» – это сценарии акций, статьи детей-участников акций, а также конспекты и описания уроков, проведенных в стенах Владимирской православной гимназии нашими учителями во время проекта «65-я свеча».
Проект "65-я свеча" стал победителем Всероссийского конкурса "Свой мир мы строим сами" Совета Федерации Федерального Собрания РФ за 2010 г. в номинации "65 лет Победе" и был удостоен Президентского гранта в рамках Национального проекта "Образование".
Приложение (описание) к Проекту можно посмотреть